Где лучше всего звучит симфоническая музыка – в Берлине, Москве или Вене? Какие концертные залы – современные или исторические – возглавляют рейтинги меломанов и специалистов в области звука по всему миру? Представляем вашему вниманию рейтинг 5-ти лучших по акустике концертных площадок.

На первой строчке рейтинга – Берлинская филармония, построенная по проекту немецкого архитектора Ганса Шаруна в 1963 году.

Ассиметричное бетонное здание песочного цвета вызвало много споров из-за своей нестандартной формы, цвета и схожести с цирком-шапито. Поскольку в создании инновационного для того времени здания активное участие принимал Герберт фон Караян, берлинцы окрестили новый проект «цирком Караяна».

Впервые в истории концертных площадок дирижёр и оркестр располагались в центре зала, в окружении зрителей, а не напротив. Превосходная акустика в зале достигается за счёт особой конструкции стен и мягкой обивки потолка. Зал много раз копировали и копируют до сих пор – похожие проекты можно встретить в Париже, Копенгагене, Лос-Анджелесе.

На втором месте Байройтский фестивальный театр, построенный специально для исполнения опер Рихарда Вагнера в 1876 году.

Сам великий композитор утверждал проект и курировал постройку – таким образом, он воплощал в жизнь своё представление об идеальном театре. В основе проекта – чертежи архитектора Готфрида Земпера, созданные им для Мюнхенского оперного театра, который так и не был построен. В Байройтском театре нет пышных галерей и балконов, а оркестровая яма расположена под сценой и полностью скрыта от зрителей – по задумке Вагнера ничто не должно отвлекать от представления.

Акустика в зале полностью деревянная, даже театральные кресла выполнены из дерева – функциональность прежде комфорта и внешних изысков. Особое устройство сцены и расположение музыкантов позволяют достичь в театре уникального акустического баланса между оркестром и голосом певцов, который, кстати, Вагнер считал лучшим музыкальным инструментом. Выдающиеся акустические свойства Байройтского театра пытаются воссоздать в своих проектах современные архитекторы, он актуален и по сей день сохраняет репутацию одной из лучших оперных площадок мира.

Третья строчка рейтинга – Большой театр в Москве, который давно уже стал национальным культурным символом России.

Сейчас трудно представить, что к началу 2000-х годов из-за сильного износа здания и многочисленных мелких ремонтов уникальная акустика «Большого» была практически утрачена, и престижный музыкальный театр занимал лишь 55-е место в мировом акустическом рейтинге. После 6-летней масштабной реконструкции Большой театр вернул свои позиции одного из лучших в мире – как по внешнему убранству, так и по технической оснащённости, и акустическим характеристикам.

Здесь установлена самая современная сцена-трансформер, способная мгновенно менять угол наклона и декорации, а под театром вырос настоящий подземный город с мастерскими, техническими помещениями, репетиционным залом и прочими функциональными элементами. Но самое главное – восстановлена знаменитая акустика, которую проектировал архитектор зала Альберт Кавос. Согласно его проекту, зал Большого театра представляет собой гигантскую скрипку, обшитую елью. Проект реконструкции архитектурной акустики и последующая его реализация оказались успешными. Большой театр вернул своё легендарное звучание, что подтверждено акустическими проверками комиссии ЮНЕСКО, певцами, включая Пласидо Доминго, оркестрантами, солистами и благодарной публикой

На четвёртом месте – американский Карнеги-холл в Нью-Йорке, носящий имя филантропа-миллиардера Эндрю Карнеги, финансировавшего его постройку.

Несколько лет после открытия в 1891 году, на котором Нью-Йоркским симфоническим оркестром дирижировал Пётр Ильич Чайковский, престижнейшая концертная площадка называлась просто Music Hall (с англ. «музыкальный зал»). Карнеги-холл располагается в центре Манхэттена, это одно из последних больших нью-йоркских зданий, построенное из каменной кладки без применения арматуры. Весьма скромный снаружи, Карнеги Холл впечатляет изнутри.

В нём три концертных зала: большой, имени скрипача Айзека Стерна, на 2 804 места, средний, имени Джуди и Артура Зенкеля, на 599 мест и малый, имени Сэнфорда Вейла, на 268 мест. Большой зал считается идеальным в плане акустики, выступления в нём расписаны на 2 года вперёд.

Замыкает пятёрку лидеров роскошный Музикферайн (Musikverein) в Вене.

Настоящий храм музыки и основной концертный зал Венского филармонического оркестра, признанного одним из лучших в мире. Из великолепного Золотого зала каждый год, начиная с 1939, транслируется традиционный Новогодний концерт, собирающий более 50 млн. зрителей по всему миру. Акустика Золотого зала является уникальной, как и его богатая внешняя отделка.

Однако сегодня Музикферайн – это не только Золотой зал и классическая музыка. С 2004 года в нём также действуют 4 новых концертных площадки – Стеклянный, Металлический, Каменный и Деревянный залы. Они предназначены для новых музыкальных открытий.